Рисунок тушью – композиция
Уроки рисования пошагово
Композиция — способ организации рисунка, объединения различных элементов в рисунке. Эти элементы — цвет, тон, фактура, размер, форма и положение изображаемого предмета. Для поиска композиции делается эскиз.
В хорошо продуманной композиции внимание в первую очередь привлекается выделяющейся, необычной формой или цветом, затем, благодаря удачному построению, взгляд исследует всю работу, находя все новые интересные элементы.
Когда какая-либо из частей картины становится доминирующей, глаз фокусируется исключительно на этой области и теряется общая гармония произведения. Настоящий художник учитывает все аспекты композиции, стремясь достичь равновесия во всем.
Равновесие в художественном смысле — не зеркальное отражение или точное подобие, а, скорее, тот не совсем идеальный баланс, который мы находим в природе. Это естественное равновесие может быть достигнуто легче всего, если держать в голове и применять в работах нечетные числа: 1, 3, 5 и т. д.
Если вы задумали пейзаж, изображающий два дерева одинакового размера, вы скорее всего захотите разместить их по сторонам картины, делая ее гармоничной, однообразной, но скучной, либо с одной стороны, что угрожает сделать картину однобокой. Лучше работать вместо двух с тремя деревьями разного размера, когда два из них можно поместить с одной стороны, а третье с другой, создавая тем самым интересное неидеальное равновесие. Этот метод в композиции называется “теорией треугольника”, потому что один элемент повторяется в картине еще как минимум два раза, образуя треугольник, по которому следует взгляд.
Тон и фактура становятся особенно важны, когда вы работаете исключительно тушью. Эти два элемента рисунка не только выявляют форму и объем, что описано во второй главе, но и прокладывают своеобразные визуальные вехи, по которым следует взгляд.
В большинстве композиций взгляд обычно привлекается к черным или почти черным областям. Затем рассматриваются более сложные серые текстурированные поверхности. И, наконец, последнее, на чем останавливается взгляд, — спокойные, не проработанные белые участки картины. Знание этого можно использовать при компоновке рисунка, заставляя более темные области и объекты играть роль своеобразного скоростного шоссе, приводящего зрителя к наиболее важным предметам и интересным местам. Позаботьтесь о том, чтобы ни один тон и ни одна фактура не были доминирующими в композиции.
Цвет — элемент композиции, обычно не касающийся художников, работающих пером и тушью; однако у вас может возникнуть желание разнообразить рисунок цветными чернилами или красками. Следуя теории треугольника, если один цвет был использован в какой-то части рисунка, он же или его оттенок должен оыть применен хотя бы еще в двух местах.
Формы – строительный материал композиции. Позитивные формы — это предмет и отбрасываемая им тень. Негативные формы пространство, окружающее объект. Как позитивное, так и негативное пространство есть во всех художественных произведениях, и то, и другое играют важную роль в композиции.
Формы различаются по очертаниям и размеру, привнося интересные моменты в произведение. Во всякой композиции должно быть идеальное равновесие следующих элементов: объектов, расположенных вертикально; расположенных горизонтально; фигур, симметричных относительно центра, таких как круги и прямоугольники.
Следует также найти золотую середину в сочетании прямых и запутанных линий. Прямые линии четко направляют взгляд, в то время как изогнутые не так быстро привлекают внимание, зато долго его удерживают.
Избегайте решительных, энергичных, прямых линий, выходящих за пределы рабочей поверхности; они отвлекают внимание от композиции.
Их влияние можно сгладить, пресекая их линиями или формами, уходящими в глубь рисунка.
Когда нужно поместить основной, главный объект в непосредственный центр композиции, либо сдвиньте его слегка в сторону, либо прибавьте к нему по бокам главного пару второстепенных предметов. Такая организация рисунка поможет сохранить его цельность и предотвратит разделение композиции па части.
Основной элемент композиции называется “смысловым центром“. Положение его, гак же как и положение второстепенных линий и форм, направляющих взгляд создающих контраст и равновесие, определяет структуру композиции. Здесь вы видите некоторые основные элементы композиции.
уроки рисования - интересные публикации
Рисуем сами